Развитие без границ
+38(050)-318-54-33
г. Херсон
15.01.2018
Поделиться: 7
  • Facebook
  • Telegram
86405

Как нужно себя вести с первоклассником?

С приближением осени школьники и студенты начинают готовится к новому учебному году, а для кого-то грядущее 1 сентября станет первым в его жизни днём знаний. Это очень волнительный, долгожданный и, как правило, непростой период в жизни ребёнка. Беззаботное лето с играми заканчивается, на смену ему приходит плотный распорядок дня, непростая умственная работа и ответственность. Чтобы привыкнуть к таким переменам в жизни, ребёнку нужно время, а родителям понимание, как адаптировать ребёнка к школе.

Трудности адаптации к школе

Придя в школу, первоклассник встречается с новым коллективом, знакомится с новыми взрослыми, а самое главное, усваивает новую социальную роль – роль ученика. Не все одинаково легко переходят в новый статус, нередко адаптация детей в 1 классе вызывает затруднения и может растягиваться от нескольких месяцев до года.

Ребёнок начинает учёбу в школе – это всегда колоссальный стресс. И как он будет относиться к школе, зависит от родителей. Смогут ли они развивать как нужно своё чадо и создадут ли дома комфортную и позитивную атмосферу, настроение благожелательности и взаимопонимания? Только в случае положительного ответа на этот вопрос ребёнок адаптируется в полной мере в первом классе.

Как нужно себя вести с первоклассником?

Виды адаптации

Адаптация в 1 классе у детей – это всеобъемлющий процесс, который включает в себя физиологическую и социально-психологическую перестройку.

По скорости адаптации в социально-психологическом плане условно можно выделить три группы детей.

У первой группы переходный период занимает примерно полтора-два месяца. Эти дети довольно быстро находят общий язык со сверстниками, проявляют интерес к учёбе и учителю. У них не бывает больших проблем с дисциплиной или успеваемостью, хотя, конечно, иногда может проявляться утомляемость, сонливость, плаксивость и т.п. Однако к концу октября такие дети уже комфортно чувствуют себя в новой среде.

У второй группы переходный период занимает до четырёх месяцев. Этим детям тяжелее принять новую форму обучения, долгие монотонные занятия и правила дисциплины. Часто это сказывается на усвоении программы. Обычно адаптация у них заканчивается к концу второй четверти.

У третьей группы переход занимает около года. Такие дети часто проявляют негативные формы поведения, мешают проводить занятия, испытывают проблемы с успеваемостью.

Как нужно себя вести с первоклассником?

Как проявляются трудности адаптации в школе?

Вместе с социально-психологической адаптацией происходит физиологическая перестройка, которую вызывает новый ритм, ранние подъёмы, активная умственная деятельность, низкая физическая активность. Выделяют три основных этапа:

Первый этап. В ответ на новые условия все системы организма начинают напряженно работать. Это самый стрессовый период длительностью примерно 15-20 дней.

Второй этап. Организм начинает искать оптимальные способы реагирования. Это всё ещё довольно напряжённый период, который занимает ещё несколько недель.

Третий этап. Его можно назвать устойчивым приспособлением, организм ребёнка нашёл способы адекватного ответа на новые условия.

Адаптация детей к 1 классу

Постарайтесь не перегружать ребёнка, оцените его нагрузку и создайте удобный график. Разбавьте учёбу сюрпризами: ходите в кино, музеи, цирк, делайте небольшие подарки. Следите за правильным питанием вашего первоклашки. У него должен быть сбалансированный рацион, который даст ему энергию на полноценную учёбу и досуг.

Наблюдайте, как он ведёт себя в социуме, какую реакцию у него вызывают разные ситуации, как он принимает отказ или поражение. Если что-то вас настораживает, проконсультируйтесь со специалистом.

Не теряйте терпение. Если ваш школьник вдруг перестал заниматься, не давите на него, а дайте отдохнуть. Приучайте его постепенно заниматься одним делом, не отвлекаясь минут пятнадцать или двадцать. Не шантажируйте ребёнка запретами на прогулки или просмотр мультфильмов, а постарайтесь его заинтересовать учёбой. Замечательно развивают усидчивость настольные игры. Такое времяпрепровождение ещё больше сблизит родителей и первоклассника.

Как нужно себя вести с первоклассником?

Дисциплинирует и прививает интерес к учёбе ментальная арифметика. Занятия проходят в игровой форме, повышают усвоение и обработку информации, ребёнок всё схватывает на лету и делает уроки в разы быстрее. На занятиях ментальной арифметикой развиваются гармонично оба полушария, отвечающие за логику и творчество. Эта дисциплина словно супертренажёр развивает мозг. Умение делать больше и лучше других развивает лидерские качества и усиливает желание освоить знания сверх школьной программы, а стандартное обучение даётся легко. Хорошая успеваемость подтолкнёт вашего школьника к ещё большему желанию выделиться среди сверстников и ещё больше преуспеть в учёбе.

Почаще смотритесь в зеркало, ведь дети берут пример с родителей, копируют их. Поэтому будьте достойным примером для подражания, а не наоборот. Общайтесь дома вежливо: в обиходе просто необходимы «пожалуйста», «спасибо» и другие волшебные слова.

Не посягайте на личное пространство вашего первоклассника. У него теперь новая жизнь: уроки, дружба со сверстниками, выстраивание взаимоотношений с учителями. Ни в коем случае не отчитывайте ребёнка перед друзьями, не обсуждайте его с преподавателем при нём. Не нужно рыться в вещах сына или дочери без разрешения даже для уборки.

Интересуйтесь жизнью ребёнка. Делайте это ненавязчиво, не нужно постоянно контролировать его.

Устраивайте семейные соревнования, как физические, так и интеллектуальные. Хвалите за успех, но заслуженно – это привьёт вашему ребёнку желание достигать цели, и он станет уверенным в себе.

Развивайте любознательность. Мотивация к учёбе положительно влияет на адаптацию в школе. Способствуйте познавательным способностям вашего школьника. Читайте и обсуждайте вместе книги, ходите в художественные галереи, дайте ему возможность блистать интеллектом, ощущая внимание сверстников.

Как нужно себя вести с первоклассником?

Расширяйте лексику ребёнка, учите доводить начатое до конца – поручайте ему ответственные дела, но только те, которые ему по силам. Приводите ему примеры преодоления сложностей жизни известными и интересными людьми.

Предоставляйте возможность самостоятельно готовиться к учебному году: пусть он сам выберет школьные принадлежности.

Поддерживайте первоклассника, пусть у него формируется активная жизненная позиция, которая поможет преуспеть в этой жизни. Хорошая самооценка – это успех и в дружбе, и в учёбе. Его будут уважать в школьном коллективе и это, конечно, облегчит адаптацию в школе.

Превратите комнату ребёнка из детской дошкольника в жилище ученика,  в котором есть место и для игры, и для учёбы, и для отдыха.

Не смешивайте эти зоны – игрушки на рабочем столе не должны отвлекать вашего ребёнка от выполнения домашнего задания.

И немного об удобствах: стул должен быть с жёсткой спинкой, если сидение высокое, поставьте под ноги подставку. Настольную лампу выбирайте средней яркости. Пластмассовые плафоны огнеопасны, а металлическим можно обжечься, поэтому поставьте лампу на такое расстояние, чтобы ваш первоклассник не задевал её. Над столом повесьте расписание школьного распорядка и уроков. Рядом поставьте шкаф, где школьник может хранить учебники и тетради.

 «Адаптация ребенка в школе 1 класс» – один из самых популярных запросов в поисковых системах в преддверии Дня знаний. Волнение родителей можно понять. Но не стоит ему предаваться, чаще всего переход из дошкольного к школьному возрасту проходит плавно. Для родителей важно знать, чего можно ожидать и к чему нужно готовиться. Учителя и школьные психологи всегда помогут в трудной ситуации, а ваша любовь, забота и поддержка – это самое главное, чем вы можете помочь вашему ребёнку в этот период.